Тип урока: урок открытия нового знания.
Тема: «Обозначение гласных звуков буквами после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ».
УМК «ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В.ЗАНКОВА»
Авторы учебников: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. (Учебник по обучению грамоте и письму.)
Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетрадь по письму. (Тетради-прописи для 1 класса в 4 частях.)
Цель:
- Предметная - формировать умение обозначать гласные звуки буквами после букв Ж и Ш;
- Метапредметная – формировать УУД
- Познавательные – постановка познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, развитие универсальных логических действий, постановку и решение проблемы.
- Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
- Регулятивные – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, планирование работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка.
- Личностная - формировать действие самоопределения, смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, мои дорогие ребята! Рада видеть вас на уроке чтения.
- Чему хотите научиться на уроках чтения?
− Что узнали на прошлом уроке? (узнали каким буквами обозначаются на письме звуки ж,ш, познакомились с работой букв гласных звуков)
Что вы знаете о звуках ж,ш? ( ш,ж –согласные, твердые, ш-глухой, ж-звонкий, эти звуки парные) (Работа с информационной доской)
- Что можете рассказать о работе букв гласных звуков?
(Схемы обозначения буквами гласных и согласных звуков)
− Молодцы! Кто из вас желает узнать больше об этих звуках и буквах?
Давайте вспомним план открытия нового знания. Перед вами этапы работы. Что вы заметили? (перепутаны). Вместе спланируем свою работу. (составление плана)
− Желаю вам успешной работы!
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Работа в тетрадях.
- Какой первый этап работы? (Выполнение звуко-буквенного анализа слов).
- Кому нужна помощь?
-Выполните звуко-буквенный анализ слов пружина и машина
- Кому нужна помощь?
- Проверка.
Проверка
-Сколько звуков?
- Сколько слогов?
- Сколько звуков в 1 слоге? 2? 3?
- Какой слог ударный?
-Назовите порядок гласных и согласных?
- Назовите звонкие согласные.
- Назовите мягкие согласные.
- Запишите слова в тетради (1 ученик у доски)- Сличите с образцом. Оцените свою работу.
- Выявление места и причины затруднения.
- Что вы умеете делать, а в чем испытываете затруднение?
- Что является причиной затруднения? (расположение букв)
- Какая задача стоит перед нами? Чему должны научиться? ( обозначать буквой звук после букв Ж, Ш)
- Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
− Какова же цель нашего урока? (научиться обозначать буквой звук (ы) после букв Ж,Ш)
- Обсудите в парах, какая буква подходит и почему?
Вывод: из всех букв больше подходит буква И
Так как буквы Ж, Ш сами справляются со своей работой, то после них стоят буквы, выполняющие 1 работу.
− Вы узнали секрет. В чем он состоит?
- Заполните карточку, лежащую на столе.
- Как будет звучать тема нашего урока? (Жи-ши пиши с И)
Физминутка.
На болоте жабы жили.
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру.
Сесть и встать
И два прыжка.
Вместе весело всегда.
- Кто у нас самый внимательный? Какие слова встретились с сочетанием жи,ши?
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Где пригодится умение обозначать звук ы после букв Ж,Ш? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
- Научились ли вы писать правильно слова с сочетаниями жи-ши?
- Как будем действовать?
- Работа в группах. Лингвистические задания.
1 группа
Угадай и запиши слово. Подчеркни орфограмму.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут ________ .
Не поедет без бензина
ни автобус, ни ___________ .
2 группа
Слова рассыпались. Собери их и подчерни правило.
ИИЧЖ –
УЛАЖ -
3 группа
Переставь местами слоги и получи новые слова.
Подчеркни орфограмму.
ЖИЛЫ –
НАШИ -
4 группа
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
Составьте словосочетания.
КОЛЮЧИЙ | Ж…РАВЛЬ | ||
ДУШ…СТЫЕ | ГУСЬ | ||
Ж…РНЫЙ | ЁЖ ..К | ||
ДЛИННОНОГИЙ | ЛАНДЫШ… |
− Есть ли здесь «ловушка»? Журавль - герой рассказа, который сейчас почитаем.
- Что вы знаете о журавлях? (рассказ учителя)
Эти птицы поразительно красивы. Прилетают в наши края в апреле и селятся парами изолированно друг от друга, то есть на расстоянии. Живут возле водоемов. Делают гнезда из сухой травы. Своё гнездо используют несколько лет подряд. Питаются ягодами, семенами растений, лягушками, грызунами. В сентябре собираются в стаи и улетают в тёплые края.
- Работа с текстом «Жук и журавли»
- Чтение текста учителем
- Как автор называет жука?
- Почему жук злой?
- Почему с ним никто не дружит?
- Случается ли такое же у людей?
- Чтобы вы посоветовали жуку?
- Самостоятельное чтение учащимися
- Прочитайте самостоятельно и найдите слова с ЖИ-ШИ.
- Рефлексия учебной деятельности.
−Что нового узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ.)
− В чём у вас было затруднение?
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
- Оцените свою работу. Рефлексивные линеечки.
– Молодцы! Спасибо за урок.
|