Работа по совершенствованию каллиграфического навыка

 «В практике школьного обучения письмо до сих пор занимает слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе развития ребенка».

 Л.С.Выготский

 

«Исто­ки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают ис­точник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета­тельности в движениях детской руки, тем ярче творческая сила детского разума.

Чем больше мастерства в дет­ской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

 

В  букварный  период  на  уроках  письма  первоклассники  преодолевают большое количество трудностей.

Недостаточное  развитие пространственного   восприятия,   аналитико- синтетических способностей,  несформированность мелкой  мускулатуры  руки превращают проблему формирования каллиграфического навыка в одну из наиболее актуальных, трудоемких и чрезвычайно важных проблем в процессе обучения и развития младшего школьника. Успешное решение данной проблемы во многом будет зависеть от того  насколько хорошо педагог

  • Знает и учитывает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма;
  • Соблюдает гигиенические условия письма;
  • Осознает важность педа­гогических принципов обучения письму;
  • Имеет представление об исторических методах обучения чистописанию;
  • Знает различ­ные методики формирования каллиграфических навыков;
  • Вы­бирает эффективные приемы обучения;
  • Анализирует графи­ческие ошибки детей при письме и на этой основе намечает спо­собы их предупреждения и исправления.

Среди современных технологий обучения и формирования каллиграфического навыка можно выделить:

  • “Письмо с секретом” В. А. Илюхиной
  • Технологию обучения письму Е. Н. Потаповой
  • Тактированное письмо М. М. Безруких
  • Методику Н. Г. Агарковой
  • Методику Н.А.Федосовой
  • Метод Карстера и др.

Предложенные авторами методики и приёмы направлены на сознательное овладение учениками каллиграфических навыков, связаны с психофизиологическими особенностями развития детей, носят развивающий характер. В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически.

Достаточно эффективной считается методика В. А. Илюхиной. Она имеет много своих плюсов:

  • во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения;
  • во-вторых, положительная мотивация в действиях детей;
  • в-третьих, развитие внимания, памяти.

Технология обучения письму Е. Н. Потаповой основывается на трёх этапах:

  • развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова.
  • развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);
  • закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Тактированное письмо М. М. Безруких (обучение письму по системе Д. Б. Эльконина)  -  ритмический (тактический) прием, то есть письмо под счет,  основанное на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.

Методика Н. Г. Агарковой

Н.Г. Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятий по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге.

Это, прежде всего, принципы: 

  • поэлементного изучения;
  • одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;
  • принцип логической группировки буквенных знаков.

Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.

При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки . 

При выработке навыков каллиграфического письма у младших школьников необходимо помнить, что этот процесс неразрывно связан со зрительным восприятием и развитием моторных навыков детей. На этом этапе необходимо заложить основы правильного написания букв и отдельных элементов, развить умения правильного воспроизведения и расположения их на строчке.

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо проводить значительную подготовительную работу:   

  • Гимнастику пальцев и кистей рук;
  • Ориентирование на листе бумаги;
  • Штриховку  рисунка;
  • Формирование элементарных графических навыков.

 Приемы  и упражнения, помогающие формировать  графические  навыки:

  • Показ учителем процесса письма  и  объяснение  способов  написания          букв, слогов,  слов,  предложений  на  доске  или  индивидуально  в  тетради учащегося.
  • Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
  • Обведение образца буквы (копировальный прием).
  • Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
  • Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
  • Письмо под счет.
  • Прием показа ошибочного написания.

Приемы письма

  • умение сравнивать образец с результатом письма;
  • приемы перевода звука букву;
  • приемы написания  букв;
  • приемы соединений букв;
  • приемы сопоставления букв по высоте ;
  • письмо букв между линиями и на линии;
  • начало письмо, запоминание строки;
  • приемы правильного наклонения письма.

Таким образом, с самого начала формирования навыка  письма  перед  обучающимися встает ряд задач по овладению разными  приемами.

Для выработки каллиграфических навыков письма некоторые педагоги в своей работе используют прописи «Письмо по кальке» - рабочую тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенную для работы с учащимися начальных классов в период обучения грамоте. В которой даются упражнения по

  • обводке образцов букв
  • обводке слов
  • обводке предложений, стихов и текстов. 

 С  первых дней обучения в первом классе, учащиеся заводят тетради, сделанные родителями из кальки.

Ежедневно каждый ученик получает один лист из тетради-прописи для калькирования. На каждом листке отрабатывается написание какой-либо одной буквы алфавита.

Параллельно с развитием движений кисти и пальцев рук, идет работа по развитию личностно-мотивационной сферы: речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления.

В  то  время как  дети  выполняют   самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить  особое  внимание на  правильную  посадку  учеников,  положение  прописи  на  парте  и   ручки в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и  ее элементов.    

Дети прописывают  несколько  одинаковых элементов и букв, практически усваивая не  только  силуэт,  но  и порядок   написания   изучаемой   буквы,   достигая   определенной   степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой  буквой.

Навык каллиграфического письма у учащихся формируется медленно, для этого требуется несколько лет.

 В первом классе обучение письму начинают с объяснения правил посадки за партой:

1) ноги ставим на подножку парты;

2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;

3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;

4) плечи горизонтальны, на одном уровне;

5) оба локтя лежат на краю парты.

Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.

Обязательно проверять, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполнять упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.

Минутки чистописания:

1 класс:

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

2 класс:

Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

3 класс:

Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

4 класс:

Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.

В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.

Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность  непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе – 5 минут, во 2 классе – 8 минут, в 3 классе – 12 минут, в 4 классе  –  15 минут.

Велико значение умения пользоваться письменным  способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным  средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В  этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет  читать написанное.

 

Учитель МОУ «Гимназия № 5» г. Саратов Чечуевская В.Ю.


Файлы: