Структура урока «открытия» нового знания по технологии деятельностного метода

I.Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

III. Постановка учебной задачи (2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 минут)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению

V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 минут)

Усвоение нового способа действий

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут)

Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

VII. Включение в систему знаний и повторение   (4-5 минут)

Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

VIII. Рефлексия деятельности (2-3 минуты)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

 

Сценарий урока открытия нового знания. 

Тема: "Число 0. Цифра 0". 1-й класс (программа Л.В.Занкова)

Цель урока: сформировать понятия о числе нуль и цифре 0, свойствах числа нуль.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.

(Звучит запись песни "Ужасно интересно" В. Шаинский - Г. Остер).

  • Вспомните, чья это песенка? (Мартышки)
  • Почему, я включила эту песенку? (Нам многое неизвестно, а учится очень интересно.)
  • А что же вы уже знаете и умеете? (Дети перечисляют сформированные навыки и умения)
  • Мартышка приготовила для вас сюрприз. Желаете узнать какой?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

  • Мартышка принесла задания от своих друзей: Удава, Слонёнка, Попугая.

 

У каждого ребёнка на столе листочек с числовым отрезком.

1__2__3__4__5__6__7__8__9

На доске группа геометрических фигур различающихся по цвету и размеру.

 

  • Разбейте фигуры на группы.
  • Найдите сумму всех фигур.
  • Отметьте результат на числовом отрезке.
  • Что вы знаете о числе 9?
  • На числовом отрезке обозначите значение выражение 9 - 5 + 1= (3)

 

Задание, вызывающее затруднение.

 

  • У Мартышки есть ещё одно задание:
  • Послушайте задание и обозначите результат на числовом отрезке.

 Зимой ребята из комков

 Слепили пять снеговиков!

 Весна пришла, сошли снега,

 И солнце припекало:.

 И на глазах у ребятни

 Снеговиков не стало.

 Тепло сыграло свою роль,

 Фигурок было пять, а стало … ?

 

У детей возникает затруднение, т.к. они ещё не знакомились с числом 0, даже, если они его знают, то не могут обвести, т. к. числа нет на числовом отрезке.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

 

  • Какой ответ у вас получился? (При этом на доске записано несколько предполагаемых ответов.)
  • Почему вы не смогли выполнить задание?
  • Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Число 0. На доске открывается тема " Число 0. Цифра 0.")
  • Чему мы должны научиться? (Писать число 0 с помощью цифры 0, получать его на числовом отрезке, находить количество предметов к этому числу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

  • Какому количеству предметов соответствует число 0? (Отсутствию предметов.)
  • Посмотрите, сколько листьев осталось на ветке, после того как подул ветер?
  • Посмотрите на пакет. Сколько в нём яблок?
  • Сколько слонов у нас в классе? (0)
  • Приведите свои примеры количества предметов в классе, соответствующего числу 0. (Ответы 2-х-4-х человек.)
  • Хорошо. Что тогда мы можем сказать о числе 0? (0 показывает отсутствие предметов.)

 

Получение на числовом отрезке:

0__1__2__3__4__5__6__7__8__9

 

  • Рассмотрите числовой отрезок. Какого числа там не хватает? На каком месте оно должно стоять?
  • Давайте научимся красиво писать цифру 0.
  • На что похожа цифра 0? (Ответы 2-х-4-х человек.)
  • Можем мы назвать его мячом,

 

 Хотите дыркой назовём,

 А можно бубликом

 Почти, что кругленьким,

 Но как его не назовём,

 Он называется нулём!

 

  • Пропишите четыре цифры 0.

 

Повернуть её ты можешь:

Головой поставить вниз,

Цифра будет всё такой же!

 

Состав числа:

 

  • Придумайте примеры с числом 0 (Учитель фиксирует примеры учащихся.)
  • Примеров очень много, что общего вы замечаете в них? (часть 0, а целое равно второй части)
  • Посмотрите внимательно и подумайте, какое общее правило можно вывести для всех таких примеров. (Если к числу прибавить 0, то получится то же самое число, если к 0 прибавить число, то получится то же самое число.)
  • Молодцы!

 

 Коль нуль к числу мы прибавляем,

                В ответ тот час же получаем

                Опять то самое число.

 

  • Далее выводим правило: а + 0 = а и 0 + а = а. Повторяем его вслух.

 

Физкультминутка.

 

  • Давайте немного отдохнём и продолжим наш путь.

 

 А теперь, ребята, встали,

 Быстро руки вверх подняли,

 В стороны, вперёд, назад,

 Повернулись вправо, влево,

 Тихо сели - вновь за дело!

5. Первичное закрепление во внешней речи.

 

  • Приведите свои примеры аналогичных примеров с 0.

 

Решаются примеры 9 + 0 = ? и 0 + 6 = ? с проговариванием вслух.

6. Включение в систему знаний и повторение.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

5-5=0     а-а=0

8-0=8     а-0=а

6+0=6    а+0=а

0+2=2    0+а=а

9-0=9     а-0=а

7-7=0     а-а=0

 

0 + 3 + 6 = 9

7. Рефлексия деятельности.

 

 Не похож он на пятак,

 Не похож на бублик.

 Круглый он, но всё ж не мяч,

 С дыркой, да не бублик.

 

  • О каком числе загадка?
  • Что нового мы узнали о числе 0?
  • Какие особенности вы запомнили?
  • Как вы думаете, довольна ли Мартышка вашей работой в классе?
  • А вы?

 

 

Учитель МОУ «Гимназия № 5» г. Саратов Чечуевская В.Ю.


Файлы: