«В практике школьного обучения письмо до сих пор занимает слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую оно играет в процессе развития ребенка».
Л.С.Выготский
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая сила детского разума.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В. А. Сухомлинский
В букварный период на уроках письма первоклассники преодолевают большое количество трудностей.
Недостаточное развитие пространственного восприятия, аналитико- синтетических способностей, несформированность мелкой мускулатуры руки превращают проблему формирования каллиграфического навыка в одну из наиболее актуальных, трудоемких и чрезвычайно важных проблем в процессе обучения и развития младшего школьника. Успешное решение данной проблемы во многом будет зависеть от того насколько хорошо педагог
- Знает и учитывает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма;
- Соблюдает гигиенические условия письма;
- Осознает важность педагогических принципов обучения письму;
- Имеет представление об исторических методах обучения чистописанию;
- Знает различные методики формирования каллиграфических навыков;
- Выбирает эффективные приемы обучения;
- Анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.
Среди современных технологий обучения и формирования каллиграфического навыка можно выделить:
- “Письмо с секретом” В. А. Илюхиной
- Технологию обучения письму Е. Н. Потаповой
- Тактированное письмо М. М. Безруких
- Методику Н. Г. Агарковой
- Методику Н.А.Федосовой
- Метод Карстера и др.
Предложенные авторами методики и приёмы направлены на сознательное овладение учениками каллиграфических навыков, связаны с психофизиологическими особенностями развития детей, носят развивающий характер. В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически.
Достаточно эффективной считается методика В. А. Илюхиной. Она имеет много своих плюсов:
- во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения;
- во-вторых, положительная мотивация в действиях детей;
- в-третьих, развитие внимания, памяти.
Технология обучения письму Е. Н. Потаповой основывается на трёх этапах:
- развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова.
- развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);
- закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).
Тактированное письмо М. М. Безруких (обучение письму по системе Д. Б. Эльконина) - ритмический (тактический) прием, то есть письмо под счет, основанное на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.
Методика Н. Г. Агарковой
Н.Г. Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятий по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге.
Это, прежде всего, принципы:
- поэлементного изучения;
- одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;
- принцип логической группировки буквенных знаков.
Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.
При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки .
При выработке навыков каллиграфического письма у младших школьников необходимо помнить, что этот процесс неразрывно связан со зрительным восприятием и развитием моторных навыков детей. На этом этапе необходимо заложить основы правильного написания букв и отдельных элементов, развить умения правильного воспроизведения и расположения их на строчке.
Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо проводить значительную подготовительную работу:
- Гимнастику пальцев и кистей рук;
- Ориентирование на листе бумаги;
- Штриховку рисунка;
- Формирование элементарных графических навыков.
Приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки:
- Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
- Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
- Обведение образца буквы (копировальный прием).
- Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
- Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
- Письмо под счет.
- Прием показа ошибочного написания.
Приемы письма:
- умение сравнивать образец с результатом письма;
- приемы перевода звука букву;
- приемы написания букв;
- приемы соединений букв;
- приемы сопоставления букв по высоте ;
- письмо букв между линиями и на линии;
- начало письмо, запоминание строки;
- приемы правильного наклонения письма.
Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами.
Для выработки каллиграфических навыков письма некоторые педагоги в своей работе используют прописи «Письмо по кальке» - рабочую тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенную для работы с учащимися начальных классов в период обучения грамоте. В которой даются упражнения по
- обводке образцов букв
- обводке слов
- обводке предложений, стихов и текстов.
С первых дней обучения в первом классе, учащиеся заводят тетради, сделанные родителями из кальки.
Ежедневно каждый ученик получает один лист из тетради-прописи для калькирования. На каждом листке отрабатывается написание какой-либо одной буквы алфавита.
Параллельно с развитием движений кисти и пальцев рук, идет работа по развитию личностно-мотивационной сферы: речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления.
В то время как дети выполняют самостоятельную работу, учитель имеет возможность обратить особое внимание на правильную посадку учеников, положение прописи на парте и ручки в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.
Дети прописывают несколько одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой.
Навык каллиграфического письма у учащихся формируется медленно, для этого требуется несколько лет.
В первом классе обучение письму начинают с объяснения правил посадки за партой:
1) ноги ставим на подножку парты;
2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;
3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;
4) плечи горизонтальны, на одном уровне;
5) оба локтя лежат на краю парты.
Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.
Обязательно проверять, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполнять упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.
Минутки чистописания:
1 класс:
Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
2 класс:
Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
3 класс:
Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.
4 класс:
Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.
В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.
Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе – 5 минут, во 2 классе – 8 минут, в 3 классе – 12 минут, в 4 классе – 15 минут.
Велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать написанное.
Учитель МОУ «Гимназия № 5» г. Саратов Чечуевская В.Ю.
|