I.
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В.ЗАНКОВА»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КУРСУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ВКЛЮЧАЕТ:
- Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. (Учебник по обучению грамоте и письму.)
- Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! (Тетради по чтению к Азбуке в 3 частях.)
- Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетрадь по письму.( Тетради-прописи для 1 класса в 4 частях.)
- Нечаева Н.В. Обучение грамоте. (Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и тетрадям по письму)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА ВКЛЮЧАЕТ:
- Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 1 класса
- Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса
- Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочие тетради для 2 класса. В 4 частях
- Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса. В 2 частях
- Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 частях
- Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу "Русский язык. 1 класс"
- Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу "Русский язык. 2 класс"
Готовятся к печати:
- Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочие тетради для 3 класса
- Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу "Русский язык. 3 класс"
- Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 1 класса.
- Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса.
- Полякова А.В. Русский язык. Тетрадь для 2 класса в 2 частях.
- Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.
- Полякова А.В. Русский язык. Тетрадь для 3 класса в 2 частях.
- Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.
- Полякова А.В. Русский язык. Тетрадь для 4 класса в 2 частях.
- Полякова А.В. Русский язык в начальных классах. 1-2 классы, 3-4 классы. Методика.
- Полякова А.В. Методическое пособие к тетрадям по русскому языку.
- Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.
В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВХОДЯТ:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Учебник для 1 класса
- Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс (Автор-составитель В.Ю. Свиридова)
- Свиридова В.Ю. Учись читать. Пособие по чтению. 1 класс
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса (2 части)
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс
- Самыкина С.В. Литературное чтение. Тетрадь для практических работ для 2 класса (2 части)
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 3 класса (2 части)
- Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс (Автор-составитель В.Ю. Свиридова)
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 4 класса (2 части)
- Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс (Автор-составитель В.Ю. Свиридова)
- Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу "Литературное чтение". 1 класс
- Чуракова Н.А. Методические рекомендации к курсу "Литературное чтение". 2, 3 и 4 классы
- Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику "Литературное чтение". 1, 2 и 4 классы
- Малаховская О.В., Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику "Литературное чтение". 3 класс
- Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе "Литературное чтение"
- Учимся рассматривать картину. Комплект слайдов
- Волшебный мир картины. Иллюстративный материал к курсу "Литературное чтение". Компакт-диск.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 1 кл.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 2 кл. в 2 частях.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 3 кл. в 2 частях.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. в 2 частях.
- Хрестоматия по литературному чтению. Сост. В.А. Лазарева. Для 1–4 классов.
- Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение». 1–4 классы.
- Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.
- Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 1 класса.
Все комплекты объединяют общие подходы решения проблем, наиболее актуальных для современной педагогики, и заключаются в том что:
- Содержание обучения строится с учетом трех факторов: цель - оптимальное общее развитие каждого школьника; возрастные и индивидуальные особенности обучаемых; образовательные государственные стандарты.
- Организация поисковой самостоятельной деятельности обеспечивается заложенными в содержание учебников и в сопроводительный методический аппарат коллизиями (противоречиями, проблемами).
- Развитие коммуникативных способностей осуществляется в ходе реализации единой системы развития устной и письменной речи.
- Формирование общеучебных умений. Только в данной системе обучения номенклатура общеучебных умений определена в соответствии с их необходимостью для осуществления учебной деятельности: наблюдение, слушание, чтение – информационно-ориентировочные умения; классификация и обобщение - операционально-исполнительские умения; самопроверка и самоконтроль - контрольно-коррекционные умения.
- Безотметочное обучение является обязательным условием развивающего обучения
II.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ в «Дидактической системе начального образования Л.В. Занкова» является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в курсы «Русский язык» и «Литературное чтение».
Адресаты комплекта - нечитающие, читающие дети и взрослые, их обучающие. По этой причине задачи обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности и развитие его коммуникативных способностей.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционной мены звуков и понимания прочитанного.
Авторы комплекта постарались учесть такие нейропсихологические и физиологические возрастные особенности первоклассников как недостаточность развития внутренней речи, внутреннего плана действий, малый опыт активной работы речевых центров левого полушария и центра, связанного с перекодированием. Поэтому на первом этапе введено опосредованное чтение при считывании смысла рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, при перекодировании разнообразных шифров, при разгадывании ребусов, загадок, кроссвордов и пр., включение игровых заданий по опережающему изучению букв; заданий по смысловому анализу текстов, смысловому и грамматическому анализу слов и предложений, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному.
Мотивацией перечитывания является не приказ, а естественные мотивы: выполняя задания на классификацию, грамматические задания, отвечая на вопросы по содержанию предложения или текста ребенок сам дает себе задание «перечитать», так как иначе он не может выполнить поставленную перед ним задачу.
То же относится и к письму. Механическая работа - многократное переписывание элементов букв, букв, слов - является необходимым средством для выполнения интересных для ребенка заданий.
В Азбуке предложен принципиально новый порядок изучения букв - группами в соответствии с их фонетическими особенностями. Движение идет от наиболее слышимых и менее проблемных звуков к менее слышимым и более проблемным. Кроме того, строго выдерживается постепенность в слоговом усложнении слов.
При формировании техники чтения выделяются четыре этапа:
- на первом, подготовительном этапе вводятся основные понятия русского языка (устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные-согласные, согласные звуки мягкие и твердые), опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов, предложений и коррекционные задания, развивающие предпосылки для быстрого и качественного формирования этого важнейшего навыка; изучаются однозвучные гласные звуки [а], [у], [о], [э], [и], [ы] и их буквы;
- на втором этапе развиваются начатые на подготовительном этапе линии работы; по прежнему используются опосредованное чтение и коррекционные задания; вводятся самые слышимые из согласных звуков - сонорные [л], [м], [н], [р], [й’] и соответствующие им буквы; на маленьких, простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов; осваивается чтение мягких согласных перед И;
- на третьем этапе продолжаются опосредованное чтение и коррекционные задания; изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных; осваивается чтение букв, обозначающих всегда твердые согласные [ж], [ш], формируется начальное представление о менах звуков;
- на четвертом этапе, когда у детей появляется достаточный опыт фонетического анализа слов и их чтения, вводятся двузвучные гласные буквы, буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твердый знаки; еще более усложняется слоговая структура слов; осваивается чтение букв, обозначающих всегда твердый согласный звук [ц] и всегда мягкие согласные звуки [ч’], [щ’], формируется представление
о расхождении количества звуков и количества букв в слове, расширяется представление о менах звуков; к минимуму сводятся опосредованное чтение и коррекционные задания.
Адаптация ребенка в школе теснейшим образом связана со сформированностью у него коммуникативных умений. Впервые в Азбуке ведется систематическая работа не только по развитию письменной речи, но и речи устной. Особую роль в этой работе выполняет рубрика «Театр». Посредством разыгрывания пантомим с постепенным включением спонтанных детских высказываний школьники выходят на осознание средств устного общения, учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой, что прямо связано с пониманием и выразительностью чтения, умением раскрыть через инсценирование особенности каждого героя. Участие в «театре» дает очень важный социальный опыт, помогает установить деловые, доброжелательные отношения в классе.
Содержание комплекта по обучению грамоте представляет широкую картину мира. Дети получают первые сведения об истории человека и языка, истории родной страны и ее сегодняшнем дне, о народах мира, о природе, о жизни города и деревни. Они встречаются со старыми знакомыми из сказок, мультфильмов, учат скороговорки, считалки, потешки, перевертыши, загадки, стихи и пр. погружаются мир знаний, искусства, человеческих отношений и в предметный реальный мир.
Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы «фонетика», ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и морфемики. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного осознанного чтения и письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:
- первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
- сравнение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов; родственных слов и их форм; слов с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снега - снег) и написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши);
- практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова; сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов.
В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.
Широкое содержательное поле, представленное в комплекте по обучению грамоте, необходимо не только для решения приоритетной для этого периода задачи - эффективного формирования навыков чтения и письма, но и для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением. Опираясь на смысловые, грамматические и фонетические признаки слова, дети выводят закономерности, обобщают и классифицируют. На страницах комплекта они постоянно сталкивают с коллизиями, с возможностью решить учебную задачу несколькими способами. Форма представления таких задач и образная (рисунки, схемы, пиктограммы), и словесная.
Тетради по чтению «Я читаю» разработаны в полном соответствии с содержанием Азбуки. Основное их назначение: расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить первичные знания по русскому языку, литературе, об окружающем мире и развить психофизиологические функции, необходимые для чтения.
Назначение тетрадей по письму: научить детей правильной графике, технологии письма под диктовку, списыванию, развить у детей способность к самоконтролю. Способ написания наклонный, безотрывный и отрывный. Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия.
Постепенно дети приходят к осознанию следующих опорных положений:
- наклонное письмо получается при правильном положении тетради (разном для леворуких и праворуких, для тех, кто пишет «крюком» и параллельно строке) и при ориентировке написания букв на образцы;
- логика отрывно-безотрывного письма опирается на здравый смысл: отрываю руку, когда этого требует раздельное написание какого-то элемента буквы или когда хочу избежать возвратного письма;
- все буквы алфавита составлены из восьми основных элементов, которые могут различаться размерами, расположением по отношению к рабочей строке, могут быть поразному повернуты в пространстве, кроме того, могут иметь тонкие различия в графике;
- но независимо от величины основных элементов и их положения в пространстве, они пишутся или сверху, или с середины, или снизу строки;
- в русской графике за основное направление при написании букв принято движение против часовой стрелки, при написании строк - слева направо;
- элементы соединяются в буквы верхним и средним соединением в зависимости от начала написания следующего элемента; нижнего соединения элементов не бывает;
- знание места начала написания основных элементов дает ключ и для соединения букв в слова: в соответствии с началом написания следующей буквы соединение может быть нижним, средним или верхним.
Навыки освоения письменной речи формируются на широком и разнообразном языковом материале при согласовании линий работы с Азбукой и тетрадями по чтению.
Учитель МОУ «Гимназия № 5» г. Саратов Чечуевская В.Ю.
|