Урок обучения грамоте

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема: «Обозначение гласных звуков буквами после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ».

УМК      «ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В.ЗАНКОВА»

Авторы учебников: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. (Учебник по обучению грамоте и письму.)

Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетрадь по письму. (Тетради-прописи для 1 класса в 4 частях.)

Цель:

  1. Предметная - формировать умение обозначать гласные звуки буквами после букв Ж и Ш;
  2. Метапредметная – формировать УУД
  • Познавательные – постановка познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, развитие универсальных логических действий, постановку и решение проблемы.
  • Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
  • Регулятивные – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, планирование работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка.
  1. Личностная - формировать действие самоопределения, смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания.

                                                           

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, мои дорогие  ребята! Рада видеть вас на уроке чтения.

- Чему хотите научиться на уроках чтения?

− Что узнали на прошлом уроке? (узнали каким буквами обозначаются на письме звуки ж,ш, познакомились с работой букв гласных звуков)

Что вы знаете о звуках ж,ш? ( ш,ж –согласные, твердые, ш-глухой, ж-звонкий, эти звуки парные) (Работа с информационной доской)

- Что можете рассказать о работе букв гласных звуков?

(Схемы обозначения буквами гласных и согласных звуков)

− Молодцы! Кто из вас желает узнать больше об этих звуках и буквах?

Давайте вспомним план открытия нового знания. Перед вами этапы работы. Что вы заметили? (перепутаны). Вместе спланируем свою работу. (составление плана)

− Желаю вам успешной работы!

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Работа в тетрадях.

- Какой первый этап работы? (Выполнение звуко-буквенного анализа слов).

- Кому нужна помощь?

-Выполните звуко-буквенный анализ слов пружина и машина

- Кому нужна помощь?

- Проверка.

Проверка

-Сколько звуков?

- Сколько слогов?

- Сколько звуков в 1 слоге? 2? 3?

- Какой слог ударный?

-Назовите порядок гласных и согласных?

- Назовите звонкие согласные.

- Назовите мягкие согласные.

- Запишите слова в тетради (1 ученик у доски)- Сличите с образцом. Оцените свою работу.

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Что вы умеете делать, а в чем испытываете затруднение?

- Что является причиной затруднения? (расположение букв)

- Какая задача стоит перед нами? Чему должны научиться? ( обозначать буквой звук после букв Ж, Ш)

  1. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

− Какова же цель нашего урока? (научиться обозначать буквой звук (ы) после букв Ж,Ш)

- Обсудите в парах, какая буква подходит и почему?

Вывод: из всех букв больше подходит буква И

Так как буквы Ж, Ш сами справляются со своей работой, то после них стоят буквы, выполняющие 1 работу.

− Вы узнали секрет. В чем он состоит?

- Заполните карточку, лежащую на столе.

  

- Как будет звучать тема нашего урока? (Жи-ши пиши с И)

Физминутка.

На болоте жабы жили.

 И друг с другом так дружили.

 Прыгали они по кочкам,

 Спали вместе тёмной ночкой.

 А проснувшись поутру,

 Начинали вновь игру.

 Сесть и встать

 И два прыжка.

 Вместе весело всегда.

- Кто у нас самый внимательный? Какие слова встретились с сочетанием жи,ши?

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- Где пригодится умение обозначать звук ы после букв Ж,Ш? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

- Научились ли вы писать правильно слова с сочетаниями жи-ши?

- Как будем действовать?

  • Работа в группах. Лингвистические задания.

1 группа

 Угадай и запиши слово. Подчеркни орфограмму.

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут ________ .

Не поедет без бензина

ни автобус, ни ___________ .

 

2 группа

Слова рассыпались. Собери их и подчерни правило.

ИИЧЖ –

УЛАЖ -

3 группа

Переставь местами слоги и получи новые слова.

Подчеркни орфограмму.

ЖИЛЫ –

НАШИ -

4 группа

Прочитайте слова. Вставьте  пропущенные  буквы.

Составьте  словосочетания.

  

КОЛЮЧИЙ

Ж…РАВЛЬ

ДУШ…СТЫЕ

ГУСЬ

Ж…РНЫЙ

ЁЖ ..К

ДЛИННОНОГИЙ

ЛАНДЫШ…

− Есть ли здесь «ловушка»? Журавль - герой рассказа, который сейчас почитаем.

- Что вы знаете о журавлях? (рассказ учителя)

Эти птицы поразительно красивы. Прилетают в наши края в апреле и селятся парами изолированно друг от друга, то есть на расстоянии. Живут возле водоемов. Делают гнезда из сухой травы. Своё гнездо используют несколько лет подряд. Питаются ягодами, семенами растений, лягушками, грызунами. В сентябре собираются в стаи и улетают в тёплые края.

  • Работа с текстом «Жук и журавли»
  • Чтение текста учителем

- Как автор называет жука?

- Почему жук злой?

- Почему с ним никто не дружит?

- Случается ли такое же у людей?

- Чтобы вы посоветовали жуку?

  • Самостоятельное чтение учащимися

- Прочитайте самостоятельно и найдите слова с ЖИ-ШИ.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

−Что нового узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний ЖИ − ШИ.)

− В чём у вас было затруднение?

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

- Оцените свою работу. Рефлексивные линеечки.

 table

– Молодцы! Спасибо за урок.

 


Файлы: