Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.
Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи.
Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников… Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
В развитии речи выделяются три линии:
- работа над словом,
- работа над словосочетанием и предложением,
- работа над связной речью.
Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях; словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению, проводится работа над словом и предложением.
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т. п. представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность.
Работа над обогащением словарного запаса в школе имеет 4 направления:
- обогащение словаря;
- уточнение словаря;
- активизация словаря;
- устранение нелитературных слов.
Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, внеклассное чтение.
Для уточнения смысла слов широко используются подборы синонимов, антонимов, омонимов, иносказательных значений, показ предметов…
Чтобы активизировать словарь, нужно широко включать как можно более широкого круга слова в речь каждого учащегося, вводить слова в предложения, выявлять уместность их употребления в том или ином тексте.
Над словосочетанием проводится следующая работа:
- выделение словосочетаний из предложения;
- установление связей между словами с помощью вопросов;
- составление самостоятельных словосочетаний.
При работе над предложением основой является умение строить разнообразные типы предложений.
Вот основные приёмы работы над предложением:
- чтение образцов, отработка интонации, выразительность;
- составление предложений по вопросам учителя;
- составление предложений аналогичных данным, но на другую тему;
- работа с деформированным текстом;
- деление текста, напечатанного без точек, заглавных букв;
- распространение простого предложения;
- сокращение распространённого предложения;
- соединение нескольких предложений в одно и наоборот;
- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;
- построение предложений по опорным словам, по предметной картинке, по сюжетной картинке;
- свободное составление предложений.
В начальной школе приняты следующие виды связной речи:
- развёрнутые ответы на вопросы;
- текстовые упражнения;
- записи по наблюдениям;
- устный пересказ;
- рассказ, заученный на память;
- импровизация сказок;
- изложения;
- выборочные пересказы и изложения;
- инсценирование;
- устное рисование;
- сочинения;
- статьи, отзывы о прочитанных книгах, кинофильмах…;
- письма;
- деловые бумаги.
Необходимо с первых лет обучения в школе знакомить учащихся с переносными значениями слов ( метафорами).
Работу над переносными значениями следует начинать с приёма сравнения, где присутствуют объект сравнения, а также предмет, с которым он сравнивается:
- вода как зеркало;
- снег как сахар;
- туман как молоко;
- звёзды будто пчёлки и т.д.
Дидактическим материалом могут служить загадки.
Одно из направлений работы по развитию речи – обучение культуре речи. Имеется в виду правильность, точность, богатство и выразительность речи. Элементарной ступенью речевой культуры считается владение нормами литературного языка.
Например, в 3 классе при изучении темы «Состав слова», учитель предлагает детям рассмотреть пары родственных слов: яблоко-яблочко, дом-домик, книга-книжка…
- Всегда ли эти слова могут заменить друг друга? (Лена съела маленькое яблоко. Построили большой домик. Купили толстую книжку.)
- В каких предложениях слова употреблены неправильно?
После размышлений дети приходят к выводу, что большой домик и толстая книжка говорить нельзя, а маленькое яблоко можно, но лучше, точнее, выразительнее – яблочко.
Так же эффективны упражнения с речевой погрешностью, которую должны найти и исправить учащиеся. ( Люди празднуют праздник. В сказке сказывается о доброте. Больной заболел ещё сильнее.)
- Назови свои предложения. ( Люди отмечают праздник. В сказке говорится о доброте. Пациент заболел ещё сильнее.)
- Какой вывод можно сделать? ( Не всегда можно рядом употреблять однокоренные слова)
Вот ещё один пример упражнения, при выполнении которого сочетается обогащение речевого опыта детей и воспитание внимания к языку.
Спишите. Вставьте подходящее по смыслу слово.
Вьюга ( намела, замела) большой сугроб.
Около школы вьюга ( замела, намела) дорожки.
Задание выполняется после коллективного обсуждения.
Большое значение имеет знание детьми младшего школьного возраста «волшебных», «вежливых» слов:
- формы приветствия;
- извинения;
- выражение благодарности;
- просьбы, выраженные в вежливой форме.
Важно не только знание этих слов и употребление, но и правильное интонирование.
Чтобы вызвать у детей интерес и усилить смысловое значение речевого этикета, используются сказки, инсценирование, деловые игры, праздники…
Творческие работы учащихся младшего школьного возраста.
Проведение творческих работ на уроке русского языка является эффективнейшим приёмом закрепления знаний учащихся, развития речи, усвоения родного языка.
К ним относятся:
- творческое списывание;
- творческий диктант;
- свободный диктант;
- изложения;
- сочинения.
Первой ступенькой является творческое списывание, которое обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» даются тексты с пропущенными словами или подбором синонимов.
Творческий диктант близок к творческому списыванию. Однако это более трудный, чем списывание, вид работы. При списывании ученик перед глазами имеет текст и время на подбор нужных слов. При творческом диктанте текст воспринимается на слух, ученик должен тут же, чтобы не отстать от класса, подобрать нужное слово для вставки, т. е. работать быстрее, для чего необходим определённый навык. Тексты творческих диктантов подбираются интересные, доступные по содержанию.
Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мысли автора, запомнить их последовательность, связь. Для свободных диктантов хороши сюжетные тексты.
Работа над изложениями
Эффективность изложения повышается, если соблюдать три условия:
- Предлагаемый детям текст должен отвечать каким-то его потребностям, должен быть интересен ему.
- Текст должен быть доступен ребёнку, и в то же время благодаря своему содержанию, его организации, языковым средствам, способам формулирования мысли, должен предоставлять возможности для речевого роста детей, для их продвижения вперёд.
- Письменный пересказ может обогатить речевой опыт ребёнка только в том случае, если он будет воспроизводить текст не механически, опираясь лишь на свою память, а достаточно осознанно.
В целом анализ текста должен складываться из следующих компонентов:
- беседа по содержанию;
- анализ структуры текста с выяснением микротем, выделением частей, обсуждение или составление плана;
- языковой анализ, включающий в себя наблюдение над использованием ярких, точных слов;
- орфографическая подготовка.
Обсуждение написанных изложений – важный компонент обучения. В центре внимания должен быть анализ работ, выявление достоинств и недостатков, редактирование предложенных учителем фрагментов… Эта работа помогает детям ещё раз осмыслить особенности текста, использованные в нём способы выражения мысли. Такое повторное возвращение к тексту, нахождение и исправление «чужих» ошибок – важный шаг на пути становления собственной речи.
Сочинение – самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание своего рассказа, сказки, письма…, сформулировать свои мысли, изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок. Всё это сразу самостоятельно ученику начальных классов выполнить трудно. Поэтому все сочинения выполняются под руководством учителя.
Начинается работа с простейших видов:
- составление предложений, объединённых темой,
- восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок,
- устные ответы на вопросы, объединённые темой,
- составление предложений по сюжетным картинкам,
- устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.
Выполняя указанное выше, дети под руководством учителя учатся излагать свои мысли в определённом порядке, последовательно.
Положительно влияет на общее речевое развитие детей и использование картин, серии картинок на уроке русского языка.
Почти каждая доступная детям картина может быть использована для обучения устным рассказам и письменным сочинениям.
Поэтапность, последовательность обучения связной речи на материале картин может быть такой:
- выработка умения давать развёрнутые, аргументированные устные ответы на вопросы по содержанию картины;
- выработка умения письменно отвечать на вопросы по картине;
- умение строить связный рассказ устно с использованием готового плана, потом по плану, составленному коллективно;
- умение написать рассказ по картине с использованием коллективно составленного плана.
Например, при обучении рассказу по готовому плану в 4 классе используется репродукция картины В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке».
Составлению рассказа предшествует определение начала будущего повествования. Так как картина написана на сказочный сюжет, можно предложить детям использовать знакомые им по урокам чтения сказочные зачины. Например, «В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый молодец…» или «Жил-был Иван-царевич. И поручили ему выполнить три задания: достать Жар-птицу, коня златогривого и Елену Прекрасную…»
Предлагается план.
- Похищение Елены Прекрасной.
- Погоня.
- Серый друг помогает в беде.
- Бегство через лес.
- Счастливое возвращение.
Можно предложить детям и сказочную концовку. « Приехал Иванушка с Еленой в своё царство, и зажили они хорошо и счастливо» или «Приехал Иван-царевич с Еленой Прекрасной домой, и стали они жить-поживать да добра наживать».
А такая работа проводится предварительно перед написанием сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег»:
- проводится подготовка учащихся к восприятию описания зимы, опираясь на их непосредственные наблюдения
- предлагается вспомнить, как падал первый снег в этом году, как изменялись улицы, школьный двор, сквер за окном
- выявляются, какие чувства у детей вызвал приход зимы
- рассмотривание репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег». Привлекается внимание детей к красоте зимних явлений в природе
- приводятся в систему имеющиеся у детей наблюдения.
Картину лучше рассматривать в начале зимы, когда удаётся выйти с детьми на прогулку и понаблюдать зимние краски в природе. Это позволяет сравнить картину с жизнью живой природы.
беседа по вопросам.
составление устного рассказа по картине.
работа над стихотворением А.С.Пушкина «В тот год осенняя погода»
Необходимо разнообразие упражнений. В процессе обучения должны быть представлены все виды работ. Например, все виды устных монологических упражнений:
- пересказ, близкий к тексту,
- сжатый пересказ,
- пересказ с творческими дополнениями,
- рассказ по наблюдениям,
- рассказ по серии картинок и по одной картине,
- рассказ по аналогии с прочитанным и прочее.
Речевые упражнения как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учителя и учащихся. Временные неудачи не должны пугать ни тех, ни других.Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.
Задание для практической работы.
Разработайте фрагмент урока, посвященный устному сжатому или выборочному пересказам повествовательного текста.
Ответ:
Тема урока: Л. Толстой «Кавказский пленник» 4 класс
Цели урока:
- анализ поступков героев, выяснение их причины, обобщение информации и составление рассказа-характеристики о главном герое рассказа;
- умение Толстого изобразить внутренний мир, переживания героев
- черты русского народа и общечеловеческие нравственные представления людей в изображении Л.Толстого (народная мораль, его воззрения на мир, простота и мудрость, умение «прижиться» в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих несчастий и бед)
Задания на выбор (можно в группах):
- Перечитай еще раз 4 часть рассказа. Что нового ты узнал о главном герое рассказа? Подбери определения, которые передают образ главного героя. Докажи свои ответы текстом.
- Выбери и прочитай в рассказе отрывки, где говорится о том как Жилин готовил побег. Запиши все вопросы и подготовь рассказ, используя эти вопросы как план.
- Подготовься пересказать историю подготовки побега от имени главного героя рассказа. Подумай, с каких слов ты начнёшь этот рассказ, к кому будешь обращаться.
Передай, как менялось настроение героя по ходу событий.
- Подготовь пересказ последней части рассказа от лица Дины.
- Подготовься передать содержание 6 части рассказа своими словами. Подумай, какие слова ты будешь употреблять вместо слов: я, мне, ты, тебе.
- Прочитай каждую часть, подумай, что в ней главное. Подготовься к сжатому пересказу произведения. Выбери из текста предложения, которые ты обязательно употребишь в своем пересказе.
Учитель МОУ «Гимназия № 5» г. Саратов Чечуевская В.Ю.
|